spot_img
ДомойТехнологияСуть архитектуры нового времени - Московская перспектива

Суть архитектуры нового времени – Московская перспектива

-

Суть архитектуры нового времени – Московская перспектива

2025 год – своеобразный временной рубеж. Как за первую четверть нового века трансформировались принципы градостроительства? Насколько новые технологии
и искусственный интеллект помогают в работе? Изменились ли векторы планирования городской среды и какие тренды сегодня наиболее актуальны?

ЕЛЕНА МЫЗНИКОВА, ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР MARKS GROUP:

01 - Мызникова.jpg
Суть архитектуры нового времени – в быстрой реакции на изменения. 2025 год стал рубежом: сегодня архитектура – это не только функция, логика и удобство, но и эмоции, индивидуальность, узнаваемость. В эпоху масштабных преобразований – политических, экономических, экологических – архитектура должна быть живой, адаптивной, устойчивой. Она обязана создавать пространство для общения, чувств, защищенности. Это среда, в которой человек может радоваться жизни, развиваться и ощущать себя на своем месте.

За первую четверть XXI века градостроительство стало более человекоориентированным. От точечных решений мы пришли к комплексному формированию городской среды. Устаревшие районы Москвы сменяются современными кварталами с развитой инфраструктурой. Появляются новые знаковые объекты мирового уровня. Высотное строительство выходит за пределы Сити. Бывшие промзоны превращаются в многофункциональные пространства, формируя полицентричную структуру города. Новые технологии однозначно ускоряют процесс. ТИМ, цифровые инструменты, нейросети – всё это позволяет быстрее реагировать. Технологии помогают не отставать от времени. Например, нейросети поддерживают визуализацию, подачу, оформление – при этом идея, зерно проекта всегда остаются за архитектором. Нейросеть не способна сгенерировать новое. А задача архитектора – как раз в его поиске.

Изменились ли векторы планирования городской среды? Да, приоритеты кардинально другие. Сегодня на первом месте комфорт, устойчивость, экология, транспортная связность и визуальное разнообразие. Важно не просто строить, а создавать эмоционально насыщенную среду. В тренде – интеграция природы, многофункциональность, индивидуальность. Архитектура вновь становится искусством – выразительным пространством для жизни, общения и развития.

АНДРЕЙ АСАДОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ АРХИТЕКТУРНОГО БЮРО ASADOV, ЛАУРЕАТ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРЕМИИ МОСКВЫ:

02 - Асадов.jpg
С начала XXI века человечество наглядно увидело многие уязвимости современных городов, начиная от тотального загрязнения воздуха и ресурсов и заканчивая угрозой заточения в четырех стенах своей жилой единицы в случае коронавируса… Современные средства коммуникации и доступ ко всей информации из любой точки мира позволяют переосмыслить формат традиционной жилой среды, а вместо нынешних мегаполисов, точечно раскиданных на территории стран, создать более плотную сеть небольших городов, обеспеченных всеми благами цивилизации, при этом уютных и сомасштабных человеку.

Именно над такой концепцией мини-городов работает наше бюро в настоящее время. В какой-то момент нам стало интересно, может ли город, закрывая все базовые потребности своих жителей, оставаться рентабельным и окупаемым бизнес-продуктом, подобно любой коммерческой застройке? И при этом помогать людям в реализации их идей, поиске партнеров и единомышленников?

В результате раздумий пришли к пониманию города как своеобразной экосистемы, не только обеспечивающей человека всеми благами цивилизации, но и помогающей ему реализоваться. Для этого, во-первых, мы определили оптимальный набор городских сервисов, необходимых жителям и не отягощающих при этом чрезмерно общую бизнес-модель. Во-вторых, дополнили эти сервисы онлайн-платформой, дающей доступ ко всем возможностям города как внутри него, так и за его пределами.
Такое понимание города – от пространства ограничений к пространству возможностей – полностью меняет смысл проживания в нем. Город становится точкой роста для человека, помогая ему на пути своего роста и развития.

ЛЕОНИД БОРЗЕНКОВ, ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР АО «МЕТРОГИПРОТРАНС»:

03 - Бозренков.jpg
За четверть века прошло несколько стадий градостроительной и технологической революции, про некоторые из них мы уже и не вспоминаем, ибо забыли, что когда-то было иначе. В жизнь архитекторов сначала пришло компьютерное проектирование, которое переросло в BIM-моделирование, и воспринимается оно сейчас так же естественно, как смартфоны. Насчет широкого применения искусственного интеллекта пока можно спорить – он работает в границах тех знаний, какими с ним поделился человек. И архсообщество далеко не весь опыт и умение передало «цифровым коллегам», возможно, к счастью.
Общество, технологии и транспортный каркас развивались синергетически. Давайте перенесемся мысленно на порог XXI века: такси заказывали заранее по телефону. Велодорожки видели только за границей. Про выделенную полосу для общественного транспорта знали теоретически из Правил дорожного движения. По Садовому бегали милые троллейбусы-«букашки», а на Никольской в два ряда парковались машины. 

Сейчас же мы провели метро в аэропорт, чему я рад быть причастным, прошили город артериями МЦД, БКЛ и МЦК, соединенными между собой в транспортные узлы. Пройдет немного времени, и эта транспортная паутина переплетется еще и с ВСМ до Петербурга. 

Город стал многоуровневым, подземная урбанистка теперь не только на метро распространяется – «Зарядье» и «Павелецкая Плаза» уходят этажами под землю в комфортную среду, оставляя на поверхности рекреационные пространства. Может показаться, что я радуюсь не архитектурным преобразованиям, а транспортной революции, но она оказывает непосредственное влияние на архитектуру. Так, например, переплелись темы многослойной урбанистики и транспортных реформ – даже в реновационных домах строят подземные парковки, а формат «двор без машин» стал нормой.

ТАТЬЯНА ОСЕЦКАЯ, АРХИТЕКТОР, СООСНОВАТЕЛЬ АРХИТЕКТУРНОГО БЮРО OSETSKAYA.SALOV:

04 - Татьяна Осецкая.jpg
За первую четверть XXI века градостроительство прошло колоссальную трансформацию – не только технологическую, но и философскую. Мы больше не говорим о городе как о машине для жизни. Город сегодня – это живой, гибкий организм, многослойный, разнообразный, эмоциональный. И задача архитектора – научиться работать с этом организмом с хирургической точностью.

Технологии, безусловно, изменили наш инструментарий. Информационное моделирование, цифровые двойники, алгоритмическое проектирование, работа с данными в реальном времени – все это расширяет возможности планирования и управления городскими системами. Искусственный интеллект позволяет анализировать поведенческие сценарии, прогнозировать транспортные потоки, моделировать социальные и климатические последствия тех или иных решений. Но, как ни парадоксально, именно в это время особенно важно помнить о человеке. Об эмпатии, о телесном опыте пребывания в городе, о тактильности и тишине, которые не распознаются ни одним нейросетевым алгоритмом. 

Векторы проектирования тоже сместились. Если раньше оно подчинялось функциональной логике, то сегодня на первый план выходит средовой подход – создание пространства, где хочется жить. Мы видим резкий поворот к масштабам человека, к социальной инклюзивности, к многофункциональности. Пространство должно быть адаптивным – не столько завершенным, сколько открытым для жизни, сценариев, изменений, которыми наполнено наше время.

Среди наиболее заметных трендов я бы выделила реновацию вместо нового строительства, работу с непроявленными территориями, приоритет пешеходного и экологичного транспорта, а также устойчивость в самом широком смысле. Будущее города – это не вопрос технологий. Это о способности архитектуры оставаться живой и отзывчивой.

ВЛАДИСЛАВ САВИНКИН, КУРАТОР РАЗДЕЛА «ПОСЛЕЗАВТРА» ВЫСТАВКИ АРХ МОСКВА-2025, ДОЦЕНТ МАРХИ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ «ПОЛЕ-ДИЗАЙН»:

05 - Владислав Савинкин.jpg
За 25 лет основной вектор внимания архитекторов сместился в сторону среды. На рубеже веков внимание звезд архитектуры было сосредоточено на проектировании зданий и комплексов, а конечной целью автора было, чтобы его проект непременно произвел вау-эффект. А сейчас очень много бюро, как повсеместно по миру, так и в Москве, занимаются проектированием среды и малых архитектурных форм. Тысячи людей думают над тем, как миллионам людей комфортно и с интересом жить среди того, что либо уже построено, либо вскоре будет построено. И это направление деятельности урбанистам нравится намного больше, чем непосредственное классическое проектирование. 

Этим и объясняется появления множества команд, занимающихся обликом дворов, набережных, парков и других общественных пространств. Безусловно, остались и те, кто работает со зданиями как с архитектурной формой. Но при этом появилось много элементов урбан-дизайна как практической направленности (указатели и другие элементы навигации), так и с декоративными функциями. Многие архитекторы превратились в художников, которые рассматривают свои комплексы в целом – как объект искусства архитектуры. И выбор куратора выставки АРХ МОСКВА этого года неслучаен – ярким представителем такого движения является художник, идеолог арт-парка Никола-Ленивец и фестиваля «Архстояние» Николай Полисский.

Что касается искусственного интеллекта, то современные архитектурные бюро его активно используют. Но пока эти технологии носят больше утилитарную функцию, ускоряя и технически упрощая процесс проектирования. С творческими задачами архитекторы пока справляются самостоятельно. Мне тоже пришлось погрузиться в эту тематику – часть своих материалов к выставке я подготовил при помощи ИИ.

ТИМУР БАШКАЕВ, АРХИТЕКТОР, ОСНОВАТЕЛЬ БЮРО АБТБ:

06 - Башкаев Тимур.jpg
Как более общее название новых тенденций мне импонирует термин «метамодернизм». Если модернизм – это во многом гимн логике, порядку и рациональности, то метамодернизм подразумевает что-то, лежащее за рациональностью, а для меня это наши эмоции как проводник в подсознание. Эмоции в архитектуре всегда были важны для нас. Никакой пафос не оправдывает скучную архитектуру. В мире уже много лет работает целая плеяда блестящих архитекторов среднего возраста, которые исповедуют этот подход: Бьярке Ингельс, Томас Хезервик и др.

В последние годы и у нас появляется все больше зданий, которые можно отнести к стилю «эмо-тек», – это определение ему дал Сергей Кузнецов. Это Дворец гимнастики Ирины Винер, кластер «Ломоносов» в Долине МГУ и, конечно, парк «Зарядье». Кроме функциональности они несут огромный заряд положительных эмоций. Какой практический смысл у «парящего моста» в «Зарядье»? Никакого, но он генерит целый комплекс визуальных впечатлений и пространственных переживаний. Я думаю, это направление еще не исчерпало себя и люди будут ждать незабываемых впечатлений от новой Архитектуры! Из сбывшихся прогнозов урбанистов, которые я всегда разделял, отметил бы растущее значение агломерации, которая перестала быть чисто академическим термином из учебника, а стала частью нашей реальности, которая будет все больше и больше влиять на все городское развитие.

Что касается искусственного интеллекта, то он бесповоротно вошел в нашу профессиональную жизнь. Очень помогает в поисках нужных образов и интонаций и ускоряет процесс проектирования, не отменяя ведущей творческий роли архитектора. Этот мощный инструмент продолжает активно развиваться, и нам надо учиться пользоваться им и учить студентов. Целеполагание, вкусовой отбор и предвосхищение будущего идеала пока остается за человеком. Надолго ли – покажет время.

ДИНА САТТАРОВА, ДИРЕКТОР ФАУ «ЕДИНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РФ»:

07 - Саттарова.jpg
Город будущего – это устойчивый город. В условиях стремительной урбанизации важнейшими факторами устойчивости становятся многофункциональность и высокая плотность застройки. Смешанная многофункциональная застройка способствует развитию местной экономики, повышению доступности городских услуг, созданию инклюзивной городской среды взамен социальной фрагментации. Кроме того, размещение мест приложения труда и мест проживания в шаговой доступности друг от друга минимизирует необходимость использования транспорта.

Сопровождающее неизбежные процессы урбанизации повышение плотности застройки – это всемирный тренд градостроительного развития крупных и средних городов, который позволяет значительно повысить энергоэффективность и стимулирует комплексный подход к использованию инженерной и иной городской инфраструктуры. Кроме того, одна из ключевых характеристик современных векторов планирования развития городов – снижение уровня автомобилизации, приоритизация системы общественного транспорта, перемещений пешком и на велосипеде. Здесь большую роль должны играть стратегии управления спросом на эффективные альтернативы транспорта.

На мой взгляд, одной из важнейших технологий в нашей профессии, задающей тренд города будущего, является определение экономически эффективных параметров градостроительного развития городских территорий при помощи математического моделирования экономических процессов. Не могу также пройти мимо такого значимого фактора, как соучаствующее или партисипативное проектирование, технологии которого сейчас получают в России стремительное развитие. Именно вовлеченность горожан в планирование города способно обеспечить устойчивость его развития.

Похожие статьи

Последние сообщения